Версия для слабовидящих

Бесплатная юридическая помощь

Статья 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В целях создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 24-ФЗ).

Федеральный закон № 324-ФЗ устанавливает основные гарантии реализации прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Виды бесплатной юридической помощи

В соответствии c положениями Федерального закона № 324-ФЗ, Закона Томской области от 13.08.2012 № 149-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области» (далее – Закон Томской области № 149-ОЗ) бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Категории граждан, имеющих право на оказание им бесплатной юридической помощи

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами Томской области.

Статьей 3 Закона Томской области № 149-ОЗ право на получение бесплатной юридической помощи на территории Томской области предоставлено  неработающим инвалидам III группы; неработающим гражданам, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и (или) Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - неработающие пенсионеры), а также неработающим гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (далее - неработающие граждане); гражданам, признанным подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий.

Граждане, относящиеся к определенным Федеральным законом № 324-ФЗ категориям,  граждане, признанные подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий, а также неработающие инвалиды III группы имеют право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 Федерального закона № 324-ФЗ. Неработающие пенсионеры и неработающие граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме независимо от дохода. Право на получение бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях у неработающих пенсионеров и неработающих граждан  возникает в случае, если их доходы не превышают величины двукратного размера прожиточного минимума, установленного на территории Томской области для указанной категории граждан.

Участники системы бесплатной юридической помощи

Возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в Томской области обеспечена в рамках деятельности государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1.    Администрация Томской области и исполнительные органы государственной власти Томской области, входящие в структуру исполнительных органов государственной власти Томской области, утвержденную постановлением Губернатора Томской области от 30.08.2012 № 94 «О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области и составе Администрации Томской области», а также учреждения, определенные правовым актом исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, в штатном расписании которых предусмотрены должности, отвечающие квалификационным требованиям, установленным статьей 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

2. Областное государственное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро по Томской области»;

3. Органы управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области;

4. Адвокаты.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1.  Юридические клиники, осуществляющие свою деятельность на базе образовательных организаций высшего образования:

1) Центр клинических методов обучения Юридического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» - Юридическая клиника ТГУ;

2) Юридическая клиника Западно-сибирского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»;

2. Некоммерческая организация «Томская областная нотариальная палата»;

3. Негосударственные центры оказания бесплатной юридической помощи.

Подробная информация об участниках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи размещена в Информационном буклете о бесплатной юридической помощи в Томской области.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

12) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

14) ограничение дееспособности;

15) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

16) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

17) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

18) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ о бесплатной юридической помощи
в Томской области

Список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи

График приема граждан адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи

 

Порядок оказания бесплатной юридической помощи

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо предоставить документы, подтверждающие принадлежность гражданина к категории граждан, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи.

Документы, предоставляемые гражданами, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающими гражданами, доходы которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения:

справка органа социальной защиты населения Томской области по месту жительства либо по месту пребывания гражданина о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина).

Документы, предоставляемые детьми-инвалидами, а также их законными представителями и представителями, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей:

справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности;

документ, подтверждающий статус законного представителя или представителя ребенка-инвалида (свидетельство о рождении, документ об установлении опеки (попечительства), доверенность, удостоверенная в установленном действующим законодательством порядке, а также иные документы в соответствии с действующим законодательством).

Документы, предоставляемые инвалидами I и II группы:

справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (представляется в случае отсутствия сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов").

Документы, предоставляемые неработающими инвалидами III группы:

справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности представляется в случае отсутствия сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов");

трудовая книжка.

Документы, предоставляемые неработающими гражданами, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - неработающие пенсионеры), а также неработающими гражданами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (далее - неработающие граждане):

документы, подтверждающие факт установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и (или) Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (предоставляются неработающими пенсионерами);

трудовая книжка;

справка о размере получаемой пенсии (предоставляется неработающими пенсионерами для получения бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях);

справка органа социальной защиты населения Томской области по месту жительства либо по месту пребывания гражданина о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) (предоставляется неработающими гражданами для получения бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях).

Документы, предоставляемые ветеранами Великой Отечественной войны, Героями Российской Федерации, Героями Советского Союза, Героями Социалистического Труда, Героями Труда Российской Федерации:

удостоверение, подтверждающее статус ветерана Великой Отечественной войны, Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации.

Документы, предоставляемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законными представителями и представителями, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей:

документы, выданные органом опеки и попечительства, подтверждающие статус указанных лиц.

Документы, предоставляемые лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью:

копия заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, с отметкой о поступлении в органы опеки и попечительства.

Документы, предоставляемые усыновителями, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей:

свидетельство об усыновлении.

Документы, предоставляемые несовершеннолетними, содержащимися в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах лишения свободы, а также их законными представителями и представителями, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве):

документ, подтверждающий факт содержания несовершеннолетнего в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или документ, подтверждающий факт отбывания несовершеннолетним наказания в местах лишения свободы;

документ, подтверждающий статус законного представителя или представителя (свидетельство о рождении, документ об установлении опеки (попечительства), доверенность, удостоверенная в установленном действующим законодательством порядке, а также иные документы в соответствии с действующим законодательством).

Документы, предоставляемые гражданами, имеющими право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании":

документ, подтверждающий статус лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Документы, предоставляемые гражданами, признанными судом недееспособными, а также их законными представителями, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан:

надлежащим образом заверенная копия решения суда о признании гражданина недееспособным;

документ, подтверждающий статус законного представителя (документ об установлении опеки).

Документы, предоставляемые гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

1) документы, предоставляемые супругом (супругой), состоявшим (состоявшей) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) (погибшей (умершей) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации:

копия правового акта о введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

копия свидетельства о заключении брака;

копия свидетельства о смерти погибшей (умершей) супруги (погибшего (умершего) супруга) в результате чрезвычайной ситуации;

2) документы, предоставляемые детьми погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации:

копия правового акта о введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

копия свидетельства о смерти погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации родителя;

копия свидетельства о рождении ребенка погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

3) документы, предоставляемые родителями погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации:

копия правового акта о введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

копия свидетельства о смерти погибшего (умершего);

копия свидетельства о рождении погибшего (умершего);

4) документы, предоставляемые лицами, находившимися на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшими от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иными лицами, признанными иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

копия правового акта о введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

копия свидетельства о смерти погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении (справка жилищных органов, справка о доходах всех членов семьи и (или) иные документы в соответствии с действующим законодательством, содержащие сведения о нахождении на иждивении, решение суда об установлении данного факта);

5) документы, предоставляемые гражданами, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации:

копия правового акта о введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

справка медицинской организации, подтверждающая факт причинения вреда здоровью;

6) документы, предоставляемые гражданами, лишившимися жилого помещения либо утратившими полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации:

копия правового акта о введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

документы, подтверждающие утрату гражданами жилого помещения, полностью или частично иного имущества либо документов в результате чрезвычайной ситуации (справка органов местного самоуправления в Томской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, а также иные документы в соответствии с действующим законодательством).

Документы, предоставляемые гражданами, признанными подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий:

справка, выданная органами прокуратуры или органами внутренних дел в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий.

 

Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством российской федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены следующие гарантии прав человека:

·      Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

·      Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

·      Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

·      Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

·      Гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

·      Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

·      Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

·      Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

·      Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

·      Гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

·      Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 

·      Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

·      Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

·      Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. 

·      При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

·      Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

·      Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

·      Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

·      Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие права человека:

Ø  Право на охрану достоинства личности.

Ø  Право на жизнь.

Ø  Право на свободу и личную неприкосновенность.

Ø  Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Ø  Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ограничение этого права допускается только на основании судебного решения).

Ø  Право на защиту информации о частной жизни лица от собирания, хранения, использования и распространения без его согласия.

Ø  Право человека на ознакомление с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Ø  Право на неприкосновенность жилища.

Ø  Право на определение своей национальной принадлежности.

Ø  Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Ø  Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства

Ø  Право на свободный выезд за пределы Российской Федерации.

Ø  Право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться на территорию Российской Федерации.

Ø  Право на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Ø  Право на свободу мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 

Ø  Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Ø  Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Ø  Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Ø  Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ø  Право граждан на равный доступ к государственной службе

Ø  Право граждан на участие в отправлении правосудия

Ø  Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Ø  Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ø  Право частной собственности. Право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Ø  Право наследования

Ø  Право иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Ø  Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Ø  Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Ø  Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Ø  Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ø  Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ø  Право нетрудоспособных родителей на заботу со стороны трудоспособных детей, достигших 18 лет. 

Ø  Право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Ø  Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Ø  Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ø  Право на образование. Право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ø  Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Ø  Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ø  Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Ø  Право на рассмотрение дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

Ø  Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ø  Право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Ø  Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Ø  Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Ø  Право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Ø  Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Ø  Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

 

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Пределы осуществления гражданских прав и способы их защиты установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. 

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.  Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения этих требований, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Способы защиты гражданских прав

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

ü  признания права;

ü  восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

ü  признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

ü  признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

ü  самозащиты права;

ü  присуждения к исполнению обязанности в натуре;

ü  возмещения убытков;

ü  взыскания неустойки;

ü  компенсации морального вреда;

ü  прекращения или изменения правоотношения;

ü  неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

ü  иными способами, предусмотренными законом.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами.

Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

 

Основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц

Обжалованию могут подлежать решения, действия и бездействие должностных лиц.

К решениям относятся акты должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления относится властное волеизъявление названных лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Например, к действиям относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение должностным лицом органа государственной власти, местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

 

По выбору заявителя жалоба на действия (бездействие) должностных лиц органов власти может быть подана как сразу в суд, так и сначала в вышестоящий в порядке подчиненности государственный или муниципальный орган, вышестоящему по подчиненности лицу. Если заявитель воспользовался досудебным порядком обжалования, в дальнейшем при обращении в суд к административному исковому заявлению необходимо приложить копию ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора состоит в исчерпании лицами, оспаривающими ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, административных средств защиты. Лицо считается исчерпавшим административные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодательством требований.

 

В общем случае жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Заявителем по делу может выступать заинтересованное лицо, права и законные интересы которого затрагиваются неправомерными действиями должностных лиц органов власти, либо то лицо, на которое была незаконно возложена какая-либо обязанность. Административным ответчиком по делу выступает должностное лицо, неправомерные решения, действия (бездействие) которого оспаривает заявитель. Вторым административным ответчиком является административный орган, в котором должностное лицо осуществляет свои полномочия.

В качестве суда первой инстанции такие дела рассматривает районный суд, кроме определённых законом случаев, затем вынесенный судебный акт может быть обжалован. Заявление в суд в общем порядке может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о допущенном нарушении.

Заявление об оспаривании бездействия должностного лица может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанного лица сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение 3 месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По результатам рассмотрения (общий срок рассмотрения составляет месяц) административного дела судом принимается одно из следующих решений:

1)        об удовлетворении полностью или в части заявленных требований в административном исковом заявлении;

2)        об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Необходимо отметить, что помимо требования о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти заявитель может требовать возмещения причиненного ему. Такое требование может быть предъявлено в суд по общим правилам искового производства в соответствии с установленной законом компетенцией судов.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление по общему правилу может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в арбитражный суд:

•          на бумажном носителе;

•          в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

В заявлении должны быть указаны:

1)        наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2)        сведения об истце: для организации - наименование, адрес, ИНН; для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

3)        наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

4)        название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

5)        права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

6)        законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

7)        требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

8)        перечень прилагаемых документов.

К заявлению необходимо приложить, в частности:

•          документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов;

•          документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (для организаций - 3 000 руб., для физлиц - 300 руб.) или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ);

•          копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРП соответственно (полученную не ранее, чем за 30 дней до обращения в суд);

•          доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

•          документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

•          текст оспариваемого акта, решения.

Документы, прилагаемые к исковому заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Срок может быть продлен до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса .

Обязанность доказывания возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

•          о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

•          об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба по общему правилу может быть подана в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено законом).

Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий

При намерении обратиться за получением государственной услуги, необходимо обратиться к административном регламенту предоставления конкретной государственной услуги.

https://www.parabel.tomsk.ru/normatives/reglament

Типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

 

Просмотров: 3675